понедельник

Долгая дорога к дому

Долгая дорога к дому: "


Импрессионизм, родившийся в Париже середины XIX века, перевернул взгляды молодых художников на саму суть изобразительного искусства. Тончайшие вибрации воздуха и удивительный свет заполнили мансарды и чердаки, а затем ворвались в выставочные галереи Парижа. Художники со всего мира, как мотыльки на свет яркой лампы, поспешили в город на берегах Сены. Среди них оказался и уроженец Валенсии, Хоакин Соролья (1863-1923). Он не только принял новое искусство, но и сумел, не выходя за рамки стиля, найти в нем свою дорогу, которая и привела испанца… к собственному дому в Мадриде.

Дом, построенный художником, сохранился и в нем с 1932 г. располагается Музей Сорольи (Museo Sorolla). Этим мы обязаны жене Хоакина Сорольи, которая завещала наследие мужа государству, с одним условием – первым директором нового музея должен был стать единственный сын художника. Желание дарительницы было исполнено.

Однако дом-музей – не просто выставочные залы, где собрана крупнейшая коллекция работ выдающегося испанского импрессиониста. Это еще и реальное воплощение мечты художника о собственном жилище, к которому он шел почти полвека. Хранящиеся здесь подлинные вещи могут многое поведать о вкусах, предпочтениях и источниках вдохновения Хоакина Сорольи. К тому же, среди предметов обстановки немало настоящих произведений искусства. Внутри дома, особенно на первом этаже, царит подлинная богемная атмосфера начала ХХ в., которую создал в своем жилище Соролья. Помимо прочего, дом и сады, замечательны тем, что в самом сердце Мадрида встретились Валенсия и Андалусия.


Хоакин Соролья и Бастида (Joaquín Sorolla y Bastida) – один из самых плодовитых художников Испании (в каталогах числится более 2200 его работ). Он должен был стать простым и бедным ремесленником, но судьба распорядилась иначе, как бы извиняясь за жестокость, проявленную по отношению к нему в самом начале жизни. Дело в том, что в 2-х летнем возрасте Хоакин Соролья остался сиротой. Мальчика и его младшую сестру взяла на воспитание тетка. Ее муж зарабатывал на жизнь слесарными работами, и Соролья должен был бы пойти по стопам приемного отца. Однако Хоакину повезло. Родственники обратили внимание на склонность мальчика к рисованию и позволили ему вечерами посещать местную школу Прикладного Искусства. По ее окончании Соролья получил свою первую в жизни, и, возможно, самую драгоценную художественную награду – ящик с красками. В 1879 г. Хоакин поступает в Высшую Школу Изящных Искусств Валенсии, а в 18 лет отправляется в Мадрид, где много времени проводит в залах Прадо, изучая творчество своих предшественников. Особенно его поразил Веласкес, влияние которого заметно в ряде известных работ художника.

В 1881 г. Соролья начинает свой долгий путь «к дому». Он принимает участие в различных выставках, правда без особого успеха. В 1884 г. Хоакин Соролья, наконец, получает медаль второго класса на Национальной выставке в Мадриде. Картина «Защита артиллерийской батареи Монтелеона» была написана с учетом предпочтений жюри. Объясняя приятелю причины своего «антихудожественного поступка» Соролья будто бы сказал следующее: «Если хочешь быть здесь замеченным и получить медаль – изображай мертвецов». В том же году, другая его работа, посвященная войне за независимость (война с Наполеоном), настолько пришлась по вкусу влиятельным соотечественникам, что власти Валенсии выдали художнику «грант» на обучение в Италии. На обратном пути Соролья провел некоторое время в Париже. Творческие приемы импрессионистов настолько поразили молодого человека, что он решил сделать тему воздуха и света главной в своем творчестве. Любимым «натурщиком» Хакина Сорольи стало побережье Валенсии. Неудивительно, что многие картины, представленные в собрании дома-музея, полны прозрачного света Льеванта и свежего дыхания моря.


В 1888 г. Соролья женился, а уже в следующем году молодая семья переехала из Валенсии в Мадрид, но до собственного дома было еще далеко. Художник продолжал участвовать в выставках и писать картины на заказ. Первый большой успех пришел к нему лишь через 11 лет. Картина «Несчастное наследство» была отмечена Большим призом (Grand Prix) Международной выставки в Париже. В том же 1900 г. Соролья стал еще и кавалером ордена Почетного Легиона. Известность сделала художника популярным и позволила ему сделать важный шаг на пути к обладанию собственным домом. В 1905 г. Хоакин Соролья купил участок земли на Пасео де Обелиско в Мадриде (нынешняя улица Пасео дель Хенераль Мартинес Кампос / Paseo del General Martínez Campos). Первая часть задачи была решена. Оставалось лишь построить дом. Легко сказать, а где взять на это деньги? Похоже, что нашлись они там же, где их впоследствии зарабатывал Дали – в Америке.

В 1909 г. Испанское Общество Америки (The Hispanic Society of America) устраивает в Нью-Йорке большую выставку Сорольи, на которую художник представил более 300 картин. 195 из них было продано – грандиозный коммерческий успех. Помимо этого, за полгода своего пребывания в Новом свете художник написал 20 портретов, в том числе президента США Тафта и Луиса Тиффани, владельца знаменитого магазина Тиффани в Нью-Йорке. Память об этой работе – грандиозная люстра от Тиффани с плафонами в виде желтых тюльпанов украшает зал для приема гостей на первом этаже музея.

В 1911 г. Соролья наконец обрел собственный дом в Мадриде, и тогда же из Америки пришел новый по истине грандиозный заказ на создание серии картин на тему «Взгляд на Испанию». Требовалось написать 14 полотен, высотой от 3,5 до 4 метров, и общей длиной – 68 м. Они предназначались для украшения одного из залов Испанского Общества Америки в Нью-Йорке. Эта работа буквально измотала Соролью. Целый год он ездил по всей Испании, делая наброски и эскизы, а потом несколько лет переносил их на холсты. Последняя картина цикла была отправлена в Америку в 1919 г. Прошло всего несколько месяцев, и с Сорольей случился апоплексический удар. От его последствий художник так больше и не оправился, а спустя 3 года, в возрасте 60 лет, умер. Но наследие художника живо и интерес к его творчеству по-прежнему велик. Последнюю выставку картин Сорольи в музее Прадо посетило почти полмиллиона человек. Убедительное свидетельство живой любви публики XXI в. к художнику, который подарил миру свет и яркие краски Испании.


Дом Музей – краткое описание.


На первом этаже, где располагаются залы I, II и III, раньше были рабочие помещения художника. В первом когда-то хранились и готовились подрамники, холсты и кисти. Теперь здесь экспонируются автопортреты художника, портреты жены и детей Сорольи. В центральных витринах представлены каталоги выставок, награды и библиографические материалы. Следующий зал при жизни Сорольи служил кабинетом и выставочным залом, где посетители могли посмотреть и купить оконченные картины. За этой «персональной галереей» располагается третий зал – собственно мастерская художника. Там он и писал. Соролья создал в ней богемную и очень насыщенную атмосферу. Стены полны картин, множество декоративных объектов, предметы мебели, картины на мольбертах… Многочисленные окна и оконца, через которые сюда проникает солнце, наполняют зал ярким и живым светом, который отличает полотна Сорольи. Именно здесь были написаны многие портреты позднего периода.

Неоконченные работы на мольбертах, отражают привычку Сорольи писать несколько картин одновременно. В зависимости от настроения – до завтрака он занимался одной, после сиесты – другой. Прекрасный способ борьбы с творческой рутиной.

На том же этаже находятся зал для приема гостей и столовая. В салоне с огромными окнами сохранилась мебель периода жизни художника, а также привезенная из Америки драгоценная люстра с желтыми тюльпанами от Тиффани. Гостиная отделена от столовой небольшой комнатой – переходом, где размещена коллекция чаш для святой воды XVI – XIX вв. Путь в столовую лежит кастильских стульев, керамики, картин. Все это вместе чем-то неуловимо напоминает Эскориал времен Филиппа II. В столовой множество деталей отсылающих к валенсийским традициям: полы и нижняя часть стен отделанные мрамором, фриз с декоративной росписью, огромный резной стол ручной работы, керамика XVIII и XIX вв. Здесь же находится копия Мадонны Питти Микеланджело.

Выставочные залы 2-го этажа

На второй этаж ведет широкая лестница, которую Соролья планировал отделать также как и столовую, но не успел. В прошлом эта часть дома безраздельно принадлежала семье художника, поэтому посторонним путь сюда был закрыт. Сейчас пространство второго этажа занято привычными выставочными залами, где можно проследить эволюцию Сорольи – живописца.

В зале № IV по большей части представлены работы периода формирования художника (1876-1889). Однако здесь есть несколько произведений, которые относятся к периоду его взлета (1900-1911).

В зале № V экспонируются картины 1909-1911 гг. Среди них изображения Алькасара Севильи, Альгамбры в Гранаде, Сьерры Невада и Собора в Бургосе. Наибольший интерес представляет картина «Сиеста». Ее главные героини – женщины семьи Сорольи (жена, дочери и племянница) отдыхают на зеленом лугу. Широкие мазки и сгустки красок в тех местах, которые художник хотел подчеркнуть, демонстрируют передовые для своего времени технические приемы Сорольи.

В зале № VI находятся эскизы и наброски, которые Соролья делал, работая над заказом Испанского Общества Америки. В подготовительный период он создал огромное количество эскизов и этюдов с изображениями бытовых сцен и народных костюмов разных регионов Испании: Галисия, обе Кастилии, Эстремадура и Наварра. Написанные свободными мазками они очень экспрессивны. Во многих случаях это лишь незаконченные наброски.

В последнем зале второго этажа (№ VII) собраны картины, которыми Соролья занимался в 1914-1919 гг., параллельно с выполнением американского заказа. Здесь стоит обратить внимание на пейзажи Гранады, а также на два портрета: сына художника и исполнительницы куплетов Ракель Мельер. Последняя известна тем, что прославила оперетту «Продавщица фиалок».

Сады.

После знакомства с образом жизни и творчеством Сорольи, самое время прогуляться по садам, которые разбиты перед домом. Они разделены на три совершенно разные зоны, где воспроизведена атмосфера и облик некоторых уголков Андалусии.

Первое из этих зеленых пространств напоминает Сад Тройи в Королевском Алькасаре Севильи (El jardín de Troya de los Reales Alcázares de Sevilla). Оно выполнено в полном соответствии с моделью андалузского патио. Две колонны, увенчанные скульптурами, отделяют первый садик от второго. Образцом для него послужил один из двориков Хенералифе (Patio de la Acequia) в Гранаде. Вечнозеленые мирты юга Испании мирно соседствуют с итальянским искусством: историческими колоннами и классической римской статуей. Противоположные элементы: итальянские перголы и севильский бассейн, встречаются друг с другом и в третьем саду. Их объединяет аллегорическая фигура «Фонтана признаний».

Позади дома находится маленькое Андалузское Патио (дворик), центром которого стал фонтан украшенный изразцами. Здесь художник поместил свою коллекцию керамики.


Музей Сорольи (Museo Sorolla) – практическая информация.


Адрес: General Martínez Campos, 37

Метро: Iglesia/Иглесиа, Rubén Darío/ Рубен Дарио (линии – L5, L10)

Автобусы: 3, 5, 7, 16,40, 61, 147

Телефон: (+34) 91 310 15 84

Расписание работы: Вторник- суббота с 9:30 до 20:00. Воскресенье и праздники с 10:00 до 15:00. Музей закрыт по понедельникам, 1 января, 1 мая, 24, 25 и 31 декабря.

Стоимость билетов: * 2,40 € (Бесплатно по воскресеньям)


© 2011. 2hispania.ru


Источники: Турисмо Мадрид и статья о Соролье в Википедии (исп. язык)

"

Комментариев нет: